Философия культуры Николая Бердяева о перспективах "посткризисного мира": методологические аспекты интеллектуальной модели "нового средневековья"
Философия культуры Николая Бердяева о перспективах "посткризисного мира": методологические аспекты интеллектуальной модели "нового средневековья"
Силантьева М.В.
Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 3. С. 71-79.
Аннотация: Актуальность темы проблематизированного прочтения оригинальной версии философии культуры, созданной Н. А. Бердяевым в первой половине XX века, вызвана необходимостью анализа кризисных процессов, составляющих один из модусов перехода от «современности» к «постсовременности» (не завершённого и в настоящее время). Развернувшийся кризис описан Бердяевым в духе переосмысления подходов И. Канта и Ф. Ницше, что нашло наиболее полное концептуальное воплощение в переработке идеи Новалиса о «новом средневековье». Здесь Бердяев формулирует собственную версию динамического метода (получившего впоследствии название «экзистенциальная диалектика»), сочетающего установку на прояснение вопроса о духовной аксиоматике культуры (её сущность, цель и смысл) с категориальным анализом ряда концептов (например, «возвращение», «путь», «человек» и др.), интерпретируемых с точки зрения экзистенциальной философии. Интеллектуальная модель «нового средневековья», полученная в результате предпринятого Бердяевым
исследования «кризиса культуры», включает в себя как формальный (методологический), так и содержательный аспекты. Последний инициирует обсуждение темы явных и скрытых «религиозных войн» в свете поляризации антропологически заданного отношения к смыслу.
По мысли Бердяева, к «религиозным войнам» ведёт вторичная онтологизация внутреннего конфликта, который условно обозначен им как конфликт между «христианством» («культура» как «путь возвращения к Богу») и «язычеством» («восходящий тип» антропологической
религиозности, «варварство»). Перспектива преодоления деструктивного вектора кризиса культуры связана с раскрытием потенциала свободы, снимающей дихотомию «дня и ночи» в эсхатологической перспективе реализации свободы – творческого самораскрытия личности на путях ответственного смыслополагания.
Ключевые слова: философия культуры Н. Бердяева, кризис культуры, новое средневековье, антропологическая религиозность, специфика современного христианства, «религиозные войны»
Скачать

Активно-творческая концепция эсхатологии в философии Н. Ф. Федорова и Н. А. Бердяева

Якимова Е. Г. "Новое средневековье" Бердяев и христианство Новое религиозное сознание и общественность. Публикация

Россия и выход из цивилизационного кризиса: историософия и эстетика Н. А. Бердяева

Мальцев Л. А. "Новое средневековье" Бердяев и христианство Философия культуры и цивилизации Бердяева Публикация

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Н.А.БЕРДЯЕВА И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Демченко И. В. Чередниченко Е. Ф. Бердяев и христианство Философия культуры и цивилизации Бердяева Новое религиозное сознание и общественность. Публикация

РОЛЬ СИМВОЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

Хамидулин А. М. Философия культуры и цивилизации Бердяева Новое религиозное сознание и общественность. Публикация
Новости 1 - 4 из 46
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все