Бердяев Н.А.
Nikolai_Berdyaev_2024_stamp_of_Russia.jpg
Николай Александрович Бердяев
Русский религиозный и политический мыслитель, философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма.

Биография

Н. А. Бердяев родился 6 (18) марта 1874 в имении Обухово, Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат Сергей — поэт, публицист и издатель.
Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В 1894 г. поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешел на юридический. В 1897 г. был арестован за участие в студенческой демонстрации, вторично — в 1898 г. - за хранение и распространение нелегальной литературы; в том же году исключен из университета. В 1900 г. сослан на 2 года в Вологду, затем — в Житомир.
В 1903-1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе, но, оставаясь в душе «социалистом», Бердяев ощущал себя одинаково чужим в среде как социал-демократов, так и кадетов.
В 1904 г. Бердяев знакомится со своей будущей женой Л. Ю. Трушевой; дружеские отношения устанавливаются с Л. И. Шестовым и С.Н. Булгаковым. Знакомится с Д.С. Мережковским, А. Белым, В. В. Розановым, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Ивановым и др.; погружается «в очень напряженную и сгущенную атмосферу русского культурного ренессанса начала ХХ века» с ее литературно-художественными достижениями и опасными духовными соблазнами.
Революцию 1905 г. Бердяев приветствует, но ему неприятны «характер, который она приняла, и ее моральные последствия». В апреле 1907 г. Бердяев участвует в организации Религиозно-философского общества в С.-Петербурге.
Осенью 1908 г. Бердяев переезжает в Москву, где знакомится с М.А. Новосёловым и участниками его «Кружка ищущих христианского просвещения». В жизни Бердяева начинается период наибольшей близости к христианству и Церкви.

Осенью 1911 г. Николай Александрович уезжает в Италию, где им были написаны некоторые главы завершенной в 1914 г. книги «Смысл творчества», — первой попытки систематического изложения философии персонализма.
Не разделяя идей имяславия, Бердяев в 1913 г. публикует в газете «Русская молва» статью «Гасители духа» с яростной критикой действий Священного Синода в истории с «имяславцами»; привлекается к суду, который был отложен в связи с начавшейся мировой войной.
В октябре 1917 г. в течение непродолжительного времени Бердяев становится членом Совета Республики от общественных деятелей, в 1918 г. — вице-председателем Всероссийского союза писателей. В 1919 г. им создана Вольная академия духовной культуры, действовавшая до 1922 г.; для работы в ней приглашаются виднейшие представители русской философии. Сам Бердяев читает ряд курсов: по метафизике истории, философии Достоевского и др. В 1920 г. Бердяев избирается профессором Московского университета. Дважды подвергается аресту.
После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» — Бердяев живет сначала в Берлине, затем, с 1924 г. - в Париже. Создает Религиозно-философскую академию и журнал "Путь" при ней (издавался в период 1925-1940 гг., вышел 61 номер). В январе 1924 г. Бердяев становится одним из учредителей «Православного братства во имя Св. Софии, Премудрости Божией». В 1926 г. он выходит из братства и принимает участие в заседаниях в качестве гостя.
Н. Бердяев был одним из активных деятелей Русского студенческого христианского движения (РСХД), ревностным сторонником христианского единства, участником конференций по экуменизму.
В 1947 г. Бердяев избирается почетным доктором Кембриджского университета. Выходят его книги «Русская идея» и «Опыт эсхатологической метафизики». Бердяев продолжает писать до последних минут своей жизни; смерть застала его за письменным столом.

Николай Александрович Бердяев похоронен на кладбище в Кламаре, чин отпевания совершил архимандрит Николай (Ерёмин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата.

ЧЕЛОВЕК И МАШИНА (ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ И МЕТАФИЗИКИ ТЕХНИКИ) (ИЗВЛЕЧЕНИЕ).

Бердяев Н.А. "Новое средневековье" Публикация

Н. А. Бердяев. Мое философское миросозерцание

Бердяев Н.А. Бердяев и христианство Биографическое Публикация

Пикассо

Бердяев Н.А. Сапов В.В. Бердяев и Европа Публикация
Мое философское миросозерцание.

Мое философское миросозерцание.

Бердяев Н.А.
О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

Бердяев Н.А. "О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)"
Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.

Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.

Бердяев Н.А. "Я и мир объектов"
Духовный кризис интеллигенции

Духовный кризис интеллигенции

Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции
Новое религиозное сознание и общественность.

Новое религиозное сознание и общественность.

Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность.
Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. 1907

Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. 1907

Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные.
Элементы 1 - 9 из 10
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец