Русский персонализм
Сиземская И. Н  Русский персонализм
Философская антропология. 2019. №1.

Ключевые слова: русская философия / личность / свобода / творчество / персонализм / «живое знание» / философская антропология / антроподицея / царство Духа / царство Кесаря / объективация / смысл истории / эсхатология / Russian philosophy / personality / creativity / personalism / “living knowledge” / philosophical anthropology / anthropodicy / the kingdom of Spirit / freedom / the kingdom of Caesar / objectification / the meaning of history / eschatology

Аннотация: В статье рассматриваются особенности русской философской мысли, связанные с её ориентацией на интерпретацию мира в единстве понятийного и образного его восприятия, на способ философствования, реализующегося как функция ума, который не только понимает, но переживает и чувствует, наполняя интеллектуальный процесс «живой предметностью». Обращаясь в этой связи к концепту Киреевского «живознание», автор показывает, что такой способ философствования был в том числе протестом против утверждения рационализма в качестве универсальной формы отношения к миру, защитой идеи «единения» познавательных возможностей человека через экзистенциальное включение его в познавательный процесс. Это открывало путь направлению, приближающему философскую рефлексию к персоналистическому видению мира с его вниманием к личности как высшей ценности и творчеству как духовному основанию бытия. В статье показано, что последовательную реализацию такое видение мира получило в философских построениях С.Л. Франка, Л.И. Шестова, Н.О. Лосского, в творчестве представителей литературно-художественного движения начала XX века, а развитие в форме особого философского направления – в философии Н.А. Бердяева, который характеризовал свою систему взглядов как религиозный экзистенциализм и персонализм [8]. Обращаясь к философскому наследию Бердяева, автор статьи включает в свой анализ интерпретацию философом идеи свободной личности и творчества (царство Духа), идею объективации (царство Кесаря) и идею эсхатологизма (земная история и сверхисторическое). Автор показывает, что основанием всех философских построений философа была мысль о том, что ни человек, ни противостоящее ему бытие в своём раздельном существовании не представляют основание сущего, ибо таковым является «вкоренённая» в него личность. По мнению автора, Бердяев полнее и всестороннее других отечественных философов выразил в своих философских исканиях и построениях смыслы и содержание персонализма как философского направления.
Скачать

Русский персонализм

Сиземская И. Н. Антропология Бердяева Публикация

Персоналистические центры русской философии А. С. Хомяков и Н. А. Бердяев

Шапошников Л. Е. "Новое средневековье" Бердяев и христианство Антропология Бердяева Публикация

Николай Александрович Бердяев: жизнь и творчество часть1

Бессонов Б. Н. Биографическое Публикация

Перекличка идей Владимира Соловьева и Николая Бердяева о христианстве: философский диалог

Короткий Г. А. Бердяев и русская культура Публикация
Новости 1 - 4 из 15
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все