О ЛИТЕРАТУРНОМ ГЕНЕЗИСЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО РЕНЕССАНСА НАЧАЛА ХХ В. (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СТАТЬИ Н. А. БЕРДЯЕВА "ДУХИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ")
Данилевский А.А.
О ЛИТЕРАТУРНОМ ГЕНЕЗИСЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО РЕНЕССАНСА НАЧАЛА ХХ В. (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СТАТЬИ Н. А. БЕРДЯЕВА "ДУХИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ")
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2018. Т. 1. № 1. С. 58-73.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:БЕРДЯЕВ, ГОГОЛЬ, Л. ТОЛСТОЙ, ДОСТОЕВСКИЙ, РУССКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА ХХ В, РОЗАНОВ, МЕРЕЖКОВСКИЙ, ЛЕВ ШЕСТОВ


АННОТАЦИЯ: Автор в своей статье развивает тезис о том, что сложившаяся в конце XIX и начале ХХ вв. новая русская философия первоначально опиралась на смежные области интеллектуальной деятельности. Философский сегмент складывался с оглядкой на наиболее «продвинутый» вид национального духовного творчества - русскую литературу XIX в., представленную прежде всего именами Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Уникальная роль при этом выпала В. В. Розанову, который постарался собственную жизнь уподобить жизни своего кумира Достоевского, а сам как мыслитель заговорил языком его отрицательных персонажей. Восприятие окружающей действительности сквозь призму отечественной словесности, без учета специфики этих явлений и особенностей их взаимодействия, а также без учета имманентных законов развития литературы чрезвычайно характерно для русской интеллигенции позапрошлого и прошлого веков. Однако для сознания Розанова оно было гораздо более актуальным, нежели для подавляющего большинства его образованных соотечественников, по причине полной замкнутости на собственной личности. Затем проблематику Розанова подхватил и по-своему развил Д. С. Мережковский - и тоже опираясь на художественную практику Толстого и Достоевского. Образы, сюжетные коллизии и идеологию «бунтарей» Достоевского востребовал для тотальной дискредитации философского рационализма экзистенциалист Лев Шестов, тогда как «великий синтезатор» Н. А. Бердяев при посредстве гоголевской, толстовской и достоевской эстетических моделей действительности попытался осознать истоки и смысл русской революции 1917 г.

Скачать

Активно-творческая концепция эсхатологии в философии Н. Ф. Федорова и Н. А. Бердяева

Якимова Е. Г. "Новое средневековье" Бердяев и христианство Новое религиозное сознание и общественность. Публикация

Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX - первой трети XX В. Статья вторая. От начала века к русской эмиграции первой волны.

Гачева А. Г. Бердяев и христианство Бердяев и русское зарубежье Новое религиозное сознание и общественность. Публикация

Гносеологическая и метафизическая трактовка экзистенциальной эсхатологии Н. А. Бердяева

Слобожанин А. В. Якимова Е. Г. Бердяев и христианство Бердяев и экзистенциализм Философия культуры и цивилизации Бердяева Новое религиозное сознание и общественность. Публикация

Эсхатологические взгляды Н. А. Бердяева

Дергалев С. Философия культуры и цивилизации Бердяева Публикация
Новости 1 - 4 из 59
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все